Планирование изготовления головных самолетов и развертывания. серийного производства

По окончании подготовки производства, т. е. когда осуществлена первая часть основного технологического плана по новому заказу, прежде чем развертывать крупносерийное производство нормальными

сериями необходимо изготовить небольшую пробную серию самолетої Эта серия носит название головной.

Производство головной серии самолетов является проверкой кг чества подготовки производства и соответствия запроектированно производственной обстановки; оно осуществляется в условия и методами, типичными для развернутого крупносерийного прои; водства. Иначе говоря, головная серия— это первые самолеты, пострі енные рабочими соответствующей квалификации по рабочим черт жам и шаблонам, с использованием оборудования, приспособленй и специальных инструментов, запроектированных для развернутог крупносерийного производства.

Постройка головной серии самолетов имеет целью проверить ка данную конструкцию самолета с технологической стороны, так и дві жение производственного процесса в условиях крупносерийног производства. Последнее лучше всего может быть проверено н на одном самолете, а на небольшой партии их (4—5 шт.). Отсюд вытекает целесообразность постройки головной партии самолетов, 1 не одного головного самолета.

Изготовление головной серии самолетов дает возможность про вести следующие мероприятия:

1) окончательно проверить рабочие чертежи и шаблоны; ;

2) проверить пригодность специального инструмента и приспо соблений;

3) уточнить технологический процесс;

4) прокорректировать нормы времени и сделать окончательны расчет цикла и организации движения производственного процесса

5) окончательно определить необходимые для производства пло щади и внутрицеховой транспорт;

6) окончательно установить материальные спецификации на изде лие;

7) дать возможность более широкому, чем при опытной постройке кругу рабочих осваивать производство нового самолета;

8) подобрать и расставить инженерно-технический и администра­тивный персонал в соответствии с производственным процессом нового самолета;

9) окончательно выверить технические условия приемки самолета (узлов, деталей и т. д.) и технику контроля.

Таким образом производство головной серии является заключи’ тельным звеном всей подготовки нового изделия к серийному произ­водству и представляет переход подготовки производства из стадии проекта в стадию действия.

В практике серийного самолетостроения встречаются разнообраз­ные методы производства головных самолетов. Рассмотрим следующие характерные случаи.

Первый случай. Запускается в серийное производство нормальная серия новых самолетов и параллельное ней форсированно изготовляют один самолет, который на практике называют голов­ным самолетом. Одновременно с изготовлением головного само-

лета и первой серии производят переналадку цехов под новый самолет и тут же выполняют многие звенья конструкторско-технологической подготовки производства.

Второй случай. Запускают в производство 1—2 новых самолета, причем изготовляют их на базе серийных цехов текущего производства, ни административно, ни территориально от него не >бособляя и не проводя предварительной централизованной конструк — орско-технологической подготовки, так как она в данном случае осу­ществляется непосредственно в цехах.

Третий случай. Запускают в производство небольшую го — ювную партию самолетов (2^5 шт.), причем все их производство орга­низуют обособленно как в административном отношении, так и на сдельных производственных площадях, расположенных во всех производственных цехах, начиная, главным образом, с этапа узло — ой сборки. Производственные площади выделяют за счет уплотнения оабочих мест текущего производства или же за счет некоторого со­кращения последнего.

Два последних случая практикуют при особой новизне внедряемого амолета и запуск нормальными сериями начинают не раньше, чем оловные самолеты пройдут этап сборки.

Четвертый случай. Один или два самолета внедряемого ‘бразца изготовляют в экспериментальном цехе. По окончании про­изводства их завод всем фронтом переходит на производство новых самолетов нормальными сериями, начиная с первой.

Из всех рассмотренных случаев наиболее простым является і регий случай организации производства головной партии и-он вполне ітвечает решению отраслевой конференции авиапромышленности по пересмотру норм выработки, происходившей в 1936 г. На ней было іринято: «серийным заводам планировать свою работу с таким расче­том, чтобы запуск серийного производства новых машин производился 1 на основе окончательной их подготовки к серийному изготовлению, і с учетом всех изменений, вносимых в результате опытной серии».

Недостатком этого метода является известная. медленность внедре­ния нового самолета.

Наиболее отвечающим требованиям скоростного строительства пвляется четвертый случай при условии увязки и доработки самолета •ще в экспериментальном цехе и при разработке и корректировке технологического процесса во время постройки опытных само­летов.

Всю работу серийного завода над данным типом самолета можно разделить на следующие четыре характерные периода:

1) подготовка производства нового самолета и производство голов­ной серии;

2) развертывание производства нового самолета, или период создания задела;

3) период развернутого производства;

4) свертывание производства данного самолета и переход завода на производство нового самолета.

Производство самолетов—175—3

Схематически все четыре периода изображены на фиг. 11, где* оси абсцисс отложено календарное время, а по оси ординат — общ продукции в тех или иных единицах. Характер кривой abed. завіЯ от системы организации движения производственного процесса.* Одной из важнейших особенностей положения, когда дейс-Л ющий завод получает заказ на новую конструкцию самолета, я Л ется необходимость свернуть текущее производство прежде чем рш вернуть производство нового самолета, т. е. осуществить произД ственный переход с одного самолета на другой. Я

Формы перехода на серийное производство. Р смотрим три основные формы перехода с одного изделия на дру в самолетостроении в условиях внедрения нового самолета і

действующем заводе.

Форма перехо по а к к л и м а т и а ц и и. Этим термином о значают такой переход старой конструкции новой, когда отделы детали и целые сборочн узлы новой конструкі внедряют в производс путем замещения ими, талей и узлов того j назначения в старой к< струкции. j

Различают две разновидности этой формы: 1) а к к л и м а т и з ция вытеснением и 2) акклиматизация внед р н и е м.

Под переходом по акклиматизации вытеснением понимают случа когда изделия в первых сериях собирают из готовых деталей, пол чаемых извне (из другого завода или импорта). По мере подготовки освоения собственных аналогичных (конструктивно и технологическ деталей и узлов и постановки производства в целом получаемые гот вые детали вытесняют своими. Этот случай перехода применяют, что! сократить пусковой период и уменьшить так называемые «детск болезни» пускового периода при внедрении новой машины, серийн! изготовление которой уже освоено на стороне.

Иногда, чтобы сократить пусковой период и увеличить выпуск х рошо зарекомендовавших себя самолетов, освоенных в серийном пр изводстве на одном заводе, передают этот самолет для продления пр изводства другому заводу в. месте со всем заделом, приспособления» и иными средствами производства.

Под переходом по акклиматизации внедрением понимают перех< с одного изделия на другое путем модернизации данного издели когда более совершенные узлы, отличающиеся конструктивно и техн логически, внедряют вместо устаревших узлов одного и того X назначения. Таким образом отсталую в целом конструкцию пост:
пенно заменяют новой, более совершенной. В самолетостроении переход по акклиматизации внедрением за счет модернизации теку­щего изделия применяют широко.

Форма перехода по акклиматизации будет иметь большое распро­странение в самолетостроении по мере развития типизации техно­логических процессов и типизации конструктивных форм само­летов.

Нулевая форма перехода. Это такой переход, когда текущее производство с определенного момента свертывают и после подготовки новой конструкции развертывают производство с посте­пенным освоением задания количественно и качественно — до выпуска запроектированного объема. В данном случае возможен период, в течение которого завод не дает готовой продукции, т. е. кривая выпуска готовой про­дукции в течение опре­деленного промежутка времени проходит через нуль (фиг. 12).

Такую форму пере­хода часто применяют в капиталистических странах.

Нулевая форма пере­хода может использо­ваться при необходи­мости резко изменить профиль завода (переход от устарелого развед­чика на современный истребитель и т. п.). При осуществлении ее необходимо путем орга­низационных мероприятий максимально сократить длительность нулевого периода.

Параллельной формой перехода называют та­кую, при которой, сокращая текущее производство, постепенно, не­большими партиями, осваивают новую конструкцию. По мере того как новая конструкция количественно вытесняет старую, завод целиком переходит на изготовление новых машин.

При такой форме перехода в производстве временно находятся два типа изделий, и это осложняет работу завода.

В наших советских условиях из рассмотренных трех форм внедре­ния новых конструкций наиболее частыми и себя оправдывающими являются две —акклиматизация вытеснением и параллельная форма. В этих случаях является возможным в наиболее короткий срок про­вести наиболее резкую модернизацию типа. При частых сменах кон­струкций, характерных в самолетостроении, и резко повышающихся тактических и конструктивных требованиях к самолетам это обстоя­тельство — быстрое внедрение в серийное производство новых кон­струкций самолетов — является весьма важным.

Основное технологическое планирование, разрабатывая технолог ческую часть плана перехода на серийное производство самолет новых конструкций, всегда должно учитывать свертывание текущеі производства. При осуществлении, например, перехода по нараллел ной форме оно должно будет решить в части развертывания ново производства в первую очередь следующие вопросы:

1. Увязать технологический процесс сходящего с производст самолета с уменьшением выпуска.

2. Выявить возможность использования освободившихся среде производства от сходящего с производства самолета для произво ства новых самолетов.

3. Построить план размещения серий разных типов (сходящей развертываемой) самолета в пространстве и во времени.

4. Установить величину новых серий в соответствии с ЭКОНОМ! ческими данными и основным технологическим планом, по кото рол намечено развернуть производство самолета новой конструкции.

5. Разработать план монтажа оборудования и реорганизации ц хов в соответствии и взаимосвязи с развертыванием нового и сверт ванием старого производства.